Отправители грузов заинтересованы в благополучной доставке товаров до грузополучателя в первозданном виде. Для этого используют все виды крепежа, негрузоподъемного такелажа, допустимыми определенными правилами.
Закрепление грузов
Предварительно пол вагона и перевозимый груз в местах крепления зачищаются от снега, льда и грязи, и устанавливают специальные стойки. Для них используют качественную древесину с круглым сечением, имеющим среднее значение снизу 130 мм, вверху – не меньше 90 мм. В строительстве для производства стоек иногда используют пиломатериалы 2-го класса в соответствии с ГОСТом. Закрепляют стяжными лентами стягивающие храповыми замками или тросами с использованием талрепов.
Лесоматериалы кольцевого сечения, трубы, некоторые штабельные изделия защищены от развала парными боковыми стойками. Перед установкой на платформе их затесывают таким образом, чтобы при соприкосновении со стоечными скобами не было зазоров. Если зазоры имеет место, то используют клинья, которые крепят к стойке гвоздями.
Скобы бывают разного вида, от этого зависит способ установки клина. Если скоба литая или сварная, то клин крепят снизу. Стойка может выступать из скобы на 80–100 мм.
Боковые стойки располагают напротив друг друга, они имеют верхнее и нижнее поперечное крепление. Если крепление установлено посередине, то его устанавливают так, чтобы оно не контактировало с верхней и нижней поверхностью штабеля перевозимого груза. Боковые короткие стойки изготавливают также определенных размеров в соответствии с правилами, о которых отправитель имеет четкое представление.
Подкладки, упорные и распорные бруски
На их изготовление используют дерево, металл разного вида и другие материалы. Они обеспечивают погрузку, равномерное распределение нагрузки и защиту перевозимых изделий от повреждений и других нежелательных явлений.
Подкладки, упорные и распорные бруски состоят из одной-двух частей, соединенных болтами, скобами или другим способом. Их высота больше 250 мм, длина поперечных изделий равна ширине вагона. Прокладки располагают одну над другой, расстояние до конца перевозимого груза составляет 500 мм, до стоек – не меньше 300 мм. Концы прокладок могут выступать за пределы укомплектованного груза на расстояние до 200 мм при условии соблюдения допустимости габаритов.
Использование упорных брусков допускается для крепления отдельных изделий, имеющих опорные поверхности, которые не заполняют всей площади платформы. Они ограничивают сдвиг к боковым, торцевым бортикам или стойкам. Чтобы обеспечить дополнительную защиту крепежа с помощью упорных бросков, их дополняют распорными брусками. Их высота не превышает 50 мм, их вклинивают между упорным бруском и торцевой стойкой.
Растяжки и обвязки
Для их изготовления используют разные материалы:
- проволока, верёвки, канаты;
- металлические стержни, полосы, цепи, нержавеющие тросы, зажимы троссовые;
- вертлюги, такелажные скобы, коуши, крюки.
Принцип установки заключается в следующем: одним концом крепят к запчастям груза, другим – к боковой стоечной скобе платформы, к опорному кронштейну платформы. В полувагонах имеются для этой цели увязочное оборудование.
Если платформа имеет деревянные бортики, то растяжки крепят под бортом. Если бортики металлические, то крепление делают под бортом или через него. Растяжка обязательно делается составной, минимум из 2-х нитей, проволока без разрывов, концов не больше 2-х. Каждым концом несколько раз обвивают увязочный узел каждого вагона состава или перевозимого груза. Затем не меньше 3-х раз вокруг растяжки, после чего нити скручивают.
Проволока для крепления груза используется мягкая, подверженная термическому воздействию, диаметр не меньше 4 мм. Внешне проволока цельная без разрывов, все нити одинаковой длины. Скручивают их ломиком.
Если для изготовления растяжки не хватает проволоки одинакового диаметра, то суммарная площадь сечения всех нитей не должна быть меньше исходной. Допускается использование некруглой проволоки, ее параметры:
• поперечное сечение не менее 20 кв. мм;
• толщина 4 мм;
• или диаметр до 4 мм, перекручивание нитей произведено фабричным способом.
Щиты
В торцевой ограде устанавливают щиты для ограждения штабелей перевозимого груза, имеющего гладкое покрытие. При движении состава сила трения внутри штабеля слабеет, продольного сдвига не происходит. Для изготовления щитов используют деревянные и металлические материалы. Их крепят к торцевым стойкам со стороны груза, а также к платформе. Снизу используют упорные бруски, сверху – растяжки.
Перечень деталей для крепления перевозимых изделий отражается на оборотной стороне накладной. Один из экземпляров передают грузополучателю в пункте назначения.