Шурупы являются средством быстрого, крепкого и надежного соединения деталей во время строительства или ремонта. Не редки ситуации, когда при необходимости их демонтажа возникают проблемы с откручиванием, вызванные деформацией резьбы штыря или шлицев на готовке изделий. Проблема неприятная, но решаемая. Для этого существует ряд проверенных способов, выбор которых зависит от характера повреждения и наличия подручных приспособлений.
В статье вы узнаете:
Причины срыва резьбы и порчи шурупа
Полезные советы, как выкрутить сорванный шуруп
Причины срыва резьбы шурупа
Неисправность не возникает сама по себе. Предпосылки повреждений шурупов могут носить объективный и субъективный характер, вызванные как ошибками мастера, так и воздействием внешних факторов.
Основные причины сложностей извлечения метизов следующие:- Низкое качество изделий. Применение в их изготовлении низкосортного металла, отличающегося мягкостью и склонностью к коррозии, нарушение геометрии резьбы и шлицев.
- Использование неподходящего инструмента или вообще, подручных предметов при монтаже. Игнорирование правил относительно соответствия конфигурации и размера жала отвертки параметрам шляпки шурупа. Если инструмент не соответствует конфигурации шлицов, то возникает их срыв и стачивание.
- Нарушение технологии закручивания метиза. Тут может быть и спешка и ошибки. Случаются перекосы оси вкручивания, приложение чрезмерных усилий, высокие обороты инструмента, иногда и добивание метиза молотком.
К нарушению технологии крепления приводит усталость, невнимательность, спешка и неопытность. Надежность соединения является совокупностью выбора качественных метизов, инструмента, грамотного и правильного выполнения работы на каждом ее этапе. Только так можно рассчитывать на прочность крепежа и возможность простоты его демонтажа.
Как открутить шуруп с сорванной крестовиной
Если наконечник инструмента проскальзывает в шлицах, не цепляясь за их технологические выступы, то не стоит применять грубую физическую силу, пытаясь выбить метиз из материала или вырвать его с использованием рычага. Следует спокойно оценить обстановку, рассмотреть варианты, подготовить материальную базу, а только потом приступать к работе.
Существуют такие способы извлечения проблемных шурупов:- Вращение по резьбе в сторону отвинчивания. Сначала следует перепробовать все имеющиеся в наличии отвертки, в том числе рычажного типа. Если не выйдет — попытаться захватить бортик шляпки самореза плоскогубцами, ключом, клещами, тисками, и прокрутить в сторону извлечения.
- Изготовление прорези для ровного жала. Пропил делается ножовкой по металлу или диском с помощью инструмента граверного типа. После достижения глубины 1,5-2 мм. можно вставить в него ровную отвертку и вывинтить шуруп. При таком способе необходимо оценить риск вероятности повреждения основания режущим приспособлением.
- Захват экстрактором. Для этого потребуется комплект метизов с наконечниками особой формы. Одной стороной делается коническое углубление, а вторая врезается в него при вращении в сторону против ввинчивания. Для такой манипуляции потребуется дрель или шуруповерт.
- Увеличение сцепления между элементами демонтажа. В качестве усилителя сцепления можно использовать прокладочный материал в виде мелкой наждачки, абразивной пасты, малярного скотча. Это способствует устранению просветов и усилению силы трения между отверткой и шурупом.
- Термическая деформация. Нагрев паяльником, феном, газовой горелкой вызывает расширение и последующее уменьшение объемов материалов при остывании. Это приводит к ослаблению давления между шурупом и основанием. Способ подходит только для устойчивых к высокой температуре материалов.
- Приклеивание дополнительной головки. Используется любая гайка и соединительный состав высокой прочности. После его отвердения гайка захватывается ключом и вместе с шурупом выкручивается из детали. Способ довольно долгий по времени, но эффективный и полностью безопасный для поверхности конструкции.
- Сварка. Проводится аналогично с описанной выше технологией, но для крепления шурупа и гайки (бруска) используется точечная сварка. Такое соединение отличается абсолютной надежностью, но в силу ряда причин, его применение имеет ряд ограничений.
- Внедрение другого шурупа. Внутри просверливается тонкое отверстие, в которое вкручивается элемент с обратной резьбой. Подходит для шурупов большого диаметра от 8 мм.
Если не один метод не подходит, принимается радикальное решение: дефектное изделие просто высверливается качественным сверлом. Потом остается только сломать образовавшийся полый стержень и извлечь осколки.
Полезные советы по извлечению сорванного шурупа
Делая выбор в пользу того или иного способа извлечения застрявшего намертво шурупа, следует сначала изучить сопутствующие проблеме обстоятельства. Всегда можно найти пути облегчения решения вопроса.
Есть ряд приемов, которые способствуют этому.
- Осмотр обратной стороны детали. Если метиз прошел ее насквозь или есть возможность расчистить материал, то можно зажать наконечник и выкрутить шуруп с другой стороны.
- Если после выемки метиза отверстие увеличилось, то это легко поправимо. Можно использовать пластиковую или деревянную вставку, шуруп большего диаметра или, как радикальный вариант — болт (винт), гайку и шайбу.
- Часто резьба плотно удерживается в основе из-за ржавчины или уплотнения материала по той или иной причине. Если уменьшить силу трения, то возможно получится выкрутить шуруп без использования научного подхода. Нужно обработать стык проникающей жидкостью типа WD-40 (на крайний случай подойдет и растительное масло). После нескольких минут ожидания можно попробовать вывинтить шуруп.
В качестве обязательного условия успешного выполнения задачи следует сосредоточить внимание на мерах безопасности. Работа с острыми инструментами содержит определенные риски для здоровья. Облачившись в очки и перчатки, все действия нужно выполнять не спеша, спокойно и продуманно.
Больше полезной информации, вы можете узнать в блоге нашего магазина, например, "Как восстановить сорванную резьбу: действенные способы", "Как снять заклепку: рабочие способы удаления" или "12 способов выкрутить сломанный, заржавевший или сорванный болт".